Фэнтези / Fantasy - определение жанра и его отличия
Меня часто спрашивают, в чем разница между Фэнтези и фантастикой, где та тонкая
грань, разделяющая эти два литературных жанра и правильно ли их разделять вообще.
Вопрос это сложный, и дать однозначный ответ непосвященному человеку довольно
трудно. Но, тем не менее, мы почти всегда можем сказать что, то или иное произведение
является скорее фэнтези, чем фантастикой и наоборот. Ведь мало кто осмелиться
отнести знаменитые "Звездные войны" к жанру мира эльфов и драконов,
или "Властелин колец" к научной фантастике. Так попробуем разобраться,
в чем же тут дело и дать четкое определение жанру Фэнтези.
Сегодня
дать определение фэнтези довольно сложно, ибо сейчас произведения этого жанра
весьма популярны, и найти их можно практически на любом книжном прилавке. Но
с другой стороны, как литературное течение, оно сформировалось еще в середине
ХХ века. Так что же это: общепризнанная классика или мимолетный порыв славы,
вызванный пропагандой игровой и кино индустрии?
Для ответов на эти вопросы, необходимо проследить развитие жанра, а точнее
его возникновение и становление.
Фэнтези, несомненно, выросла из сказки и мифов. Сказки - это самый старый и
бессмертный жанр литературы, их рассказывают детям - самым благодарным слушателям.
Сказки подарили миру фэнтези некую завуалированную назидательность. Кроме того,
фэнтези сделала шаг вперёд, отрешившись от деления героев на хороших и плохих.
От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и некоторую исходную трагичность.
Герой должен выполнить свою миссию, чего бы это ему не стоило, но в тоже время
он не столь детерминирован, как персонаж мифологических сказаний и ему предоставляется
право выбора, что порождает противоречивые, живые человеческие образы. Герой
фэнтези стремиться к свободе и независимости, он желает зависеть только от своих
решений, бравого коня и стали в ножнах и эта черта связывает фэнтези с миром
рыцарских романов. В этих жанрах главнейшими качествами человека являются честь
и мужество. Справедливость же в фэнтези хоть и ценится так же высоко, как в
рыцарском романе, но вот только не всегда одерживает победу. Фэнтези действительно
собрала в себя громадный пласт европейских литературных традиций и именно своей
традиционностью она и сильна сегодня. И фэнтези сохраняет свое очарование только
в случае следования традициям. Попытка осовременить ведёт к выходу за пределы
жанра и, в результате, мы получаем либо мистику, либо ужасы, но никак не то,
что изначально хотели получить.
Родоначальником жанра фэнтези называют Роберта Говарда. Этот американский автор
стал классиком жанра "героическая фэнтези". За 30 лет своей, довольно
трагичной, жизни, он написал множество интересных книг и изменил представление
о жанре. В своих произведениях Говард перемешал реальность и вымысел. Даже в
произведениях о Конане сквозь сказочную пелену проглядывают реальные страны,
история которых хорошо известна всем. Но за счёт фэнтезийного искажения они
приобретают своеобразный загадочный колорит. Особенно популярны у нас в стране,
да и за границей, стали произведения о Конане, и в этом нет ничего удивительного,
ведь они подарили читателям героя-победителя, уведя в тревожный мир, где, в
отличие от мира реального, с помощью чести и стального клинка герой с характером
джентльмена середины прошлого века побеждает типичных злодеев самого разного
толка, а заодно искореняет злых волшебников.
Джон
Рональд Руэл Толкиен. Человек создавший жанр фэнтези в том виде, в котором
мы знаем его сегодня. Он дал представления об эльфах, гномах, магах, и многом
другом, которые сегодня считаются общепринятыми.
За свою долгую жизнь Толкиен создал прекрасный мир, полный волшебства и гуманизма.
Да-да, именно гуманизма: одной из центральных идей эпопеи является идея всепрощения.
Будучи гуманистом, до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении
или даже о справедливой, но жестокой каре. Это обусловлено религиозным воспитанием
с детства, так же как и любовь к природе: автор рос среди деревьев и зелени,
таково было желание его матери. Это одна из причин, почему природа занимает
огромное место в работах Толкиена, она является для него главным жизнетворным
началом. Природа всегда связана с гармонией. И третьей важной идеей произведений
является идея решающей роли личности в истории. "Маленькие камешки вызывают
большой обвал," - говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждое действие
любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И
автору неважно, силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался
честным и преданным, и тогда ему это непременно зачтётся.
В своих произведениях Толкиен заключил глубочайшие философские мысли и идеи,
гуманистические и религиозные взгляды. Писатель изложил их в такой форме, чтобы
они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести
свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому
другому писателю.
Имея такую прочную основу, жанр фэнтези не мог не развиваться. Теперь, зная
историю развития жанра, мы можем попробовать дать ему точное определение. Но
для этого нужно отделить наиболее близкие к нему литературные направления -
фантастику и мистику.
Мистику можно определить как жанр, описывающий потустороннее вмешательство
в нашу реальную повседневную жизнь. Произведения данного жанра могут разделяться
на мистику и ужасы. Наиболее яркий представитель данного жанра Стивен
Кинг. Мистика и ужасы могут ставить перед читателями различные философские
проблемы и находить на них ответы, в ходе повествования исследовать внутренний
мир героя, давать оценку происходящим в реальной жизни событиям. Мистика описывает
ту таинственную, неразгаданную и неизвестную часть нашего мира, которая так
тревожит и занимает ум человека. Ужасы - это мистика, которая не только вызывает
интерес к потустороннему миру, но ещё и заставляет читателя пугаться его таинств.
Отделить научную фантастику сложнее. Для того, чтобы написать стоящий фантастический
роман необходимо обладать не только талантом писателя, но и немалым запасом
научных знаний. Научная фантастика уделяет большое внимание прогрессу и все,
что в ней описывается, представляется возможным человечеству в будущем. Классический
пример писателя-фантаста - Айзек
Азимов, Рей
Бредбери и др. Фэнтези же изначально заявляет, что описывает нереальный
мир, и что в нашем мире такое невозможно. Фэнтези является носителем моральных
ценностей завуалированных для простоты принятия. Это основное различие. Имеется
еще проблема героя: фэнтези необходим герой, а научная фантастика, решая социально-общественный
проблемы, может обойтись и без него.
На
основе всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы.
Фэнтези, это литературный жанр, сформировавшийся в ХХ веке как мечта о личной
свободе человека от экономики, законов и прочих сторон обыденности, вобравший
в себя назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа,
и благородство рыцарского романа. Авторы, работающие в этом жанре, создают миры,
расположенные параллельно реальности или вообще никак с ней не связанные. Миры
характерны гармонией человека с природой, разнообразием разумных существ, повсеместно
присутствует волшебство. Фэнтези раскрывает философские и гуманистические идеи
в доступной форме.
Uranael (c) 2006
Участники портала
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
- Lord
of the Rings - Проект, посвященный творчеству Д.Р.Р. Толкиена
и его трилогии Властелин Колец;